Пятница, 03.05.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Загадка профессора Шульца

ЗАГАДКА ПРОФЕССОРА ШУЛЬЦА

Преамбула

Факт первый. В Центральном Доме художника (Крымский вал, д.10) с 6 по 20 ноября 2012 года проходила выставка, посвящённая 80-летнему юбилею Московского Союза художников. В организации выставки принял активное участие Объединение московских скульпторов. В экспозиции, развёрнутой в залах первого, второго и антресольного этажей, были представлены произведения московских живописцев, графиков, скульпторов, художников монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусств, театра, кино и телевидения. Среди экспонировавшихся на выставке работ была выставлена знаменитая «Обнажённая» профессора Шульца Г.А., которую мастер, по данным организаторов выставки, изваял ещё аж в 1950 г.

Факт второй. «Обнажённая» Шульца выставлялась также с 22 по 30 апреля 2013 года в экспозиционном зале МСХ (Москва, Кузнецкий мост, 20) на тематической выставке «А.Т. Матвеев и его ученики». Дата изготовления шедевра указан опять 1950 год.  Судя по всему, та же работа, но переместившаяся из неких запасников московского союза скульпторов на место новой экспозиции. Что же, вполне нормальное явление.

Кстати, в той экспозиции были представлены работы многих классиков российского искусства скульптуры, таких как: М.К. Аникушин, М.Г. Белашов, А.А. Древин, М.И. Кожина, Н.Б. Никогосян и многих других художников.

Выставка «Александр Терентьевич Матвеев и его ученики» была организована объединением московских скульпторов и секцией скульптуры Московского союза художников.

Экспозиция предоставила уникальную возможность увидеть произведения выдающегося российского скульптора Александра Матвеева (1878, Саратов –1960, Москва) и его учеников – художников разных поколений, работавших в середине – второй половине ХХ века. Среди учеников Матвеева числятся крупнейшие мастера отечественной скульптуры, работавшие в Москве и Ленинграде: Аникушин М.К., Белашова Е.Ф., Блюмель И.Ф., Богушевская А.Д., Древин А.А., Игнатьев А.М., Каплянский Б.Е., Козловский А.И., Малахин А.Л., Марц А.В., Миренская С.М., Митлянский Д.Ю., Никогасян Н.Б., Поммер Ю.П., Рабинович А.Л., Филиппова А.Н., Холина Л.М., Чураков М.С., Штамм Н.Л., и конечно же, Шульц Г.А.

Эти мастера продолжили и преумножили традицию отечественной скульптурной школы. Творчество каждого художника авторски значимо, индивидуально, и, вместе с тем, выражает те черты, особенности и художественные приоритеты, которые преобладали в тот или иной исторический период.

Суть проблемы, вопрос первый

Всё вроде прекрасно: вполне логично предположить, что работа профессора-скульптора – Гавриила Александровича Шульца, гениального творца, мастера создания божественных форм каменно-гипсового женского тела, периодически кочевала с одной выставки на другую.  При этом имеет смысл учесть, что если речь идёт о той работе, что выставлена в Вороновской галерее, то сразу возникает вопрос: её передавали в аренду на короткий срок и быстро возвращали обратно?  Вопрос покажется странным, если учесть, что на своём «пьедестале» в галерее посёлка Воронова «Обнажённая» стояла, практически, как часовой на посту, щедро демонстрируя народу свои очаровательные, соблазнительные формы. Коллизия возникает сразу, как только понимаешь, глядя на фото с вышеупомянутых выставок и на галерейный образец, что это одна и та же скульптура. Идентичность выдаёт себя во всём: от общих размеров, формы и даже сколов материала на квадратном основании. Тем более фантастичной кажется ситуация, если учесть, что на выставках на Кузнецком мосту и Крымском валу «Обнажённая» имеет цвет тонированного гипса, которому соответствовал первоначальный вариант вороновской скульптуры, установленный при открытии галереи в 1975 году. С годами, во время реконструкций и ремонтов здания галереи Вороновскую «Венеру» периодически белили.

Вопрос второй: так, когда же родилась «Венера»?

Датой создания «Обнажённой» по информации деятелей Московского союза художников является 1950 год. Год создания скульптуры, по мнению сотрудников Вороновской картинной галереи – 1965, что отражено на информационной табличке около скульптуры. Простая опечатка? Или это реально разные работы, выполненные мастером в разное время, но с поразительной идентичностью? Ведь не секрет, что многие художники тиражируют свои наиболее удачные работы по просьбам почитателей их таланта или по собственному желанию, привнося в очередной вариант шедевра что-то новое. Всё бы так, но уж очень «гипсовые девушки» похожи друг на друга. В таких случаях говорят: как две капли воды. Или, может, их всё-таки двое? Или ещё больше?  Загадка пока остаётся неразгаданной. По крайней мере, есть над  чем призадуматься. Интересно, а что скажут по этому поводу компетентные искусствоведы?

Да, пожалуй, что призадумалась и эта обнажённая каменная красавица, выставленная в экспозиционных залах города Кирова, авторство которой приписывают Г.А.Шульцу.

Категория: Мои статьи | Добавил: VorGal (18.01.2014)
Просмотров: 941 | Теги: Шульц Г А, скульптура, Шульц Гавриил Александрович, Вороновская картинная галерея, московский союз художников, обнажённая, Шульц Г.А., гипс, Шульц | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Наш опрос
Вороновская галерея это:
Всего ответов: 76
Полезные ресурсы
  • Префектура Троицкого административного округа города Москвы
  • Администрация поселения Вороновское
  • Проект "Семья растёт"
  • Антикварный салон "Сов Арт"
  • Форум "Мир Искусства"
  • Музеи и картинные галереи Москвы
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0